1 апреля 2021 года свою силу утратил Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 302н, который был принят в 2011 году. Этому Приказу следовали все организации с вредными условиями трудовой деятельности при проведении профилактических медосмотров персонала и предварительных медосмотров перед наймом на работу. Изменения коснулись как списка работ, которые считаются вредными и опасными, так и процедуры самого медосмотра.
С апреля месяца процесс проведения плановых и профилактических медосмотров будет регулироваться двумя новыми документами.
В этой статье будут рассмотрены особенности каждого из вступающих в силу с 01.04.2021 г. документов, рассмотрены важные аспекты нового порядка прохождения медосмотров для персонала.
В первом из двух Приказов (№ 988н/1420н) имеется обновленный список признанных опасными производственных факторов, а также опасных работ. Оба списка отличаются от тех, которые содержались в предыдущем Приказе N 302н. В частности, изменилась расшифровка видов вредных и опасных производственных факторов и типов деятельности.
Перечень ВОПФ разделен на 5 категорий:
В список опасных входят двадцать два вида работ. Описание некоторых видов было изменено более понятную и простую сторону.
Приказ № 988н/1420н – документ, который отменяет действие Приказа № 302н. Нужно отметить, что период действия нового документа ограничен временным промежутком с 1 апреля 2021 г. по 1 апреля 2027 года.
Во второй Приказ входят все те же списки опасных и вредных факторов и работ, а также вся последовательность плановых и предварительных медицинских осмотров. Этот документ является основным, на который нужно ориентироваться при организации медосмотров. Период действия приказа № 29н также ограничивается промежутком времени с 01.04.2021 г. по 01.04.2027 г.
Приказ № 29н распространяется на категории сотрудников, содержащийся в ч. 4 ст. 213 ТК, причем выделены определенные отрасли:
Каждая из категорий, упомянутая в новом Приказе № 29н, дополняется указанием узких медицинских специалистов, которых эти работники должны посетить при прохождении осмотра.
Какие изменения, касающиеся медосмотра, введены в Приказ № 29:
Общая схема подготовки к проведению профосмотров и предварительных осмотров выглядит так:
Теперь подробнее о каждом этапе.
Этап проверки имеющихся у предприятия документов на проведение плановых медосмотров несложен. Потребуется скачать новые Приказы и сохранить их, проконтролировать готовность электронных версий нужных бланков направлений, заключений, приказа о допуске и прочих документов.
Новые правила предусматривают составление трех списков. В списках обязательно отображается основание для прохождения осмотра (фактор по СОУТ), пол и должность сотрудника предприятия. Списки составляются и для вакантных штатных единиц (для предварительного медосмотра).
Один из списков – аналог упраздненного «Списка контингента», из которого исключили уточнения, закрепленные п. 18 приложения 3 в Приказе Минздравсоцразвития N 302н. Итак, первый список будет содержать данные о штатных единицах, на которые планируется принять сотрудника после предварительного медосмотра. В этом документе следует указать:
Второй список – бывший «Список контингента». Фактически он остался прежним, то есть включает те же наименования должностей работников и факторы по СУОТ. Согласно Приказу N 302н все списки контингента отправляли на контроль в Роспотребнадзор. С апреля делать это нужно будет не всем организациям, а только тем, которые относятся к сферам торговли, медицины, детских дошкольных и школьных учреждений, пищевого производства, общепита, организациям, имеющим отношение к системам водопроводов и некоторых отдельных сфер, напрямую относящихся к охране здоровья населения.
Третий обязательный список включает всех проходящих периодические медосмотры сотрудников организации в виде перечисления по ФИО, должности и конкретному отделу организации (если таковой имеется), соответствующим ВОПФ. Поименный список должен быть направлен в медорганизацию, проводящую медосмотр не позже, чем за 2 месяца до его проведения. Своих работников предприятие должно ознакомить с согласованным графиком осмотра не меньше чем за десять дней. Те же десять дней отводятся на составление графика в медучреждении после получения списков от предприятия.
Если необходимо провести осмотр выездной мобильной бригадой медиков, нюансы процедуры согласовываются с медучреждением заранее, на этапе согласования графика осмотра. Стоит учесть, что провести осмотр такая бригада сможет только после предварительного прохождения работниками организации диагностических исследований.
Медучреждение при учете результатов диспансеризации, которую прошел работник предприятия, вправе получать медицинскую информацию самостоятельно, используя электронный обмен. Эти данные можно получать еще до проведения осмотра. Кроме того, работник может сам предоставить эту информацию, взяв выписку из своей медицинской карты.
Для разработки плана (графика) медосмотра в медучреждение предоставляется поименный список работников.
Особых изменений в оформлении направлений нет, за исключением дополнительного указания в них пола работника, номера его полиса ОМС (ДМС), адреса электронной почты и телефона предприятия, где работник числится в штате, и медорганизации, осуществляющей медосмотр. Учет направлений ведется как в бумажном, так и в электронном виде (обязательно), выдать направление можно тоже в электронном виде. Утвержденной формы направления нет, есть только примерные образцы.
Наказание за отказ от прохождения медосмотра осталось прежним – отстранение от трудовой деятельности (статья 76 ТК).
После получения результатов осмотра предстоит составить акт или заключение и передать его руководителю предприятия на рассмотрение. На основе акта руководство принимает решение относительно допуска или недопуска работника к труду. При обнаружении профессиональных заболеваний или противопоказаний к работе руководство принимает соответствующие решения. Принятие решения основывается на Положении о расследовании и учете профзаболеваний, которое было утверждено Постановлением Правительства №967.
Что касается общих результатов медосмотра, то с апреля их можно оформлять в электронном виде, но для этого должна использоваться только усиленная электронная подпись руководства, а также необходимо обеспечить строгий контроль соблюдения конфиденциальности данных. Копии результатов остаются в медучреждении, проведшем осмотр, у руководства предприятия, а также передаются в поликлинику, за которой закреплен работник.
Проведение медосмотра может откладываться на срок до полугода согласно Приказу Минздрава №455 н от 18.05.2020 г. Причинами для сдвига графика могут послужить введение чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности. При этом отстранять работников от исполнения своих обязанностей организации не вправе. К исключениям из этого правила относятся медосмотры для сотрудников пищевой сферы, детских учреждений, аптек и некоторых других.
Как известно, офисным специалистам не нужно проходить медосмотры, что было прописано ранее в Приказах №187н/268н. Однако новые документы приравнивают трудовые условия отдельных офисных сотрудников к потенциально опасным и вредным, а именно тех, кто трудится в условиях воздействия электромагнитных волн частотой от 5 герц до 2 килогерц, от 2 килогерц до 400 килогерц. Таким образом, некоторым офисным служащим необходимо проходить медосмотр раз в год.
Если в ходе медицинского осмотра лица, претендующего на должность в организации, врачебная комиссия или отдельный специалист не может точно поставить диагноз, претендента могут направить на дополнительные обследования. При этом он считается не прошедшим осмотр (в принятии на работу ему отказывают) и проходит дообследование за счет личных денежных средств (или бесплатно за счет страхового полиса).
В число дополнительных обследований в рамках периодических медосмотров включены:
Организациям, осуществляющим высотные, водолазные, электромонтажные и прочие работы, теперь будет проще определять тех сотрудников, которым медосмотр необходим – соответствующие уточнения содержатся в новых Приказах.
Уточнения коснулись предприятий общепита и торговли, отдельных структурных подразделений организаций, таких как пищеблоки, буфеты, столовые. В данном случае предусматривается обязательный периодический и предварительный осмотр людей, которые контактируют с пищевыми продуктами на любом этапе – от доставки и хранения до реализации.
Паспорта здоровья сотрудникам выдавать не будут – они упразднены. Все данные о прохождении медосмотра сохраняются в специальной медкарте, откуда работник всегда может получить выписку по запросу.