В 2021 году медосмотры будут проходить по другим правилам

Общие сведения

1 апреля 2021 года свою силу утратил Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 302н, который был принят в 2011 году. Этому Приказу следовали все организации с вредными условиями трудовой деятельности при проведении профилактических медосмотров персонала и предварительных медосмотров перед наймом на работу. Изменения коснулись как списка работ, которые считаются вредными и опасными, так и процедуры самого медосмотра.

С апреля месяца процесс проведения плановых и профилактических медосмотров будет регулироваться двумя новыми документами.

  • Приказом Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения РФ от 31.12.2020 № 988н/1420н “Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при осуществлении которых проводятся предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медосмотры”
  • Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 № 29н “Об утверждении Порядка осуществления предварительных и периодических медосмотров, предусмотренных ч. 4 ст. 213 ТК, перечня противопоказаний к проведению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых осуществляются обязательные медосмотры”.

В этой статье будут рассмотрены особенности каждого из вступающих в силу с 01.04.2021 г. документов, рассмотрены важные аспекты нового порядка прохождения медосмотров для персонала.

Приказ Минтруда и соцзащиты, Минздрава от 31.12.2020 № 988н/1420н

В первом из двух Приказов (№ 988н/1420н) имеется обновленный список признанных опасными производственных факторов, а также опасных работ. Оба списка отличаются от тех, которые содержались в предыдущем Приказе N 302н. В частности, изменилась расшифровка видов вредных и опасных производственных факторов и типов деятельности.

Перечень ВОПФ разделен на 5 категорий:

  • химические;
  • физические;
  • аэрозоли в основном с фиброгенным воздействием;
  • биологические;
  • факторы трудового процесса.

В список опасных входят двадцать два вида работ. Описание некоторых видов было изменено более понятную и простую сторону.

Приказ № 988н/1420н – документ, который отменяет действие Приказа № 302н. Нужно отметить, что период действия нового документа ограничен временным промежутком с 1 апреля 2021 г. по 1 апреля 2027 года.

Приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н

Во второй Приказ входят все те же списки опасных и вредных факторов и работ, а также вся последовательность плановых и предварительных медицинских осмотров. Этот документ является основным, на который нужно ориентироваться при организации медосмотров. Период действия приказа № 29н также ограничивается промежутком времени с 01.04.2021 г. по 01.04.2027 г.

Приказ № 29н распространяется на категории сотрудников, содержащийся в ч. 4 ст. 213 ТК, причем выделены определенные отрасли:

  • работники пищевых производств, торговых сетей, водопроводных сооружений, общепита, медработники и персонал детских учреждений;
  • сотрудники организаций с опасными условиями трудовой деятельности (в том числе труд под землей), а также организаций, относящихся к транспортной сфере;
  • контактирующие с пищевыми продуктами.

Каждая из категорий, упомянутая в новом Приказе № 29н, дополняется указанием узких медицинских специалистов, которых эти работники должны посетить при прохождении осмотра.

Какие изменения, касающиеся медосмотра, введены в Приказ № 29:

  • работодателям разрешено организовывать для своих сотрудников диспансеризацию или профилактический медосмотр на средства, выделяемые страховой организацией на обслуживание полиса ОМС или ДМС (п. 12.4 Приказа);
  • увеличился список медработников и персонала сферы бытовых услуг, которые должны проходить медосмотры (Приложение к Приказу);
  • одновременно уменьшился соответствующий список для сферы общепита и торговли (Приложение к Приказу);
  • медосмотры отныне официально могут проводиться работниками выездных мобильных медицинских отрядов (п. 4 Приказа);
  • сотрудник организации может представить результаты пройденной им диспансеризации для того, чтобы их зачли в ходе прохождения медосмотра (п.7 Приказа);
  • есть изменения и в самом медосмотре, в частности, добавлены обязательные для прохождения специалисты (для некоторых категорий), некоторые обследования и дополнен сбор анамнеза (Приложение к Приказу).

Как проводить медосмотр сотрудников предприятия?

Общая схема подготовки к проведению профосмотров и предварительных осмотров выглядит так:

  1. Провести полную ревизию имеющихся документов на наличие расхождений с новыми Приказами.
  2. Подготовить списки. Согласно новым правилам их будет 3.
  3. Отправить все документы в медицинскую организацию, которая будет проводить осмотр, и согласовать график процедуры.
  4. Оформить направления каждому работнику (потенциальному работнику).
  5. Составить акт или заключение для руководства предприятия (организации).
  6. После проведения осмотра получить от руководства решение о допуске или приеме на работу.

Теперь подробнее о каждом этапе.

Проверка документов

Этап проверки имеющихся у предприятия документов на проведение плановых медосмотров несложен. Потребуется скачать новые Приказы и сохранить их, проконтролировать готовность электронных версий нужных бланков направлений, заключений, приказа о допуске и прочих документов.

Составление списков

Новые правила предусматривают составление трех списков. В списках обязательно отображается основание для прохождения осмотра (фактор по СОУТ), пол и должность сотрудника предприятия. Списки составляются и для вакантных штатных единиц (для предварительного медосмотра).

Один из списков – аналог упраздненного «Списка контингента», из которого исключили уточнения, закрепленные п. 18 приложения 3 в Приказе Минздравсоцразвития N 302н. Итак, первый список будет содержать данные о штатных единицах, на которые планируется принять сотрудника после предварительного медосмотра. В этом документе следует указать:

  • факторы по СУОТ;
  • наименование штатной единицы.

Второй список – бывший «Список контингента». Фактически он остался прежним, то есть включает те же наименования должностей работников и факторы по СУОТ. Согласно Приказу N 302н все списки контингента отправляли на контроль в Роспотребнадзор. С апреля делать это нужно будет не всем организациям, а только тем, которые относятся к сферам торговли, медицины, детских дошкольных и школьных учреждений, пищевого производства, общепита, организациям, имеющим отношение к системам водопроводов и некоторых отдельных сфер, напрямую относящихся к охране здоровья населения.

Третий обязательный список включает всех проходящих периодические медосмотры сотрудников организации в виде перечисления по ФИО, должности и конкретному отделу организации (если таковой имеется), соответствующим ВОПФ. Поименный список должен быть направлен в медорганизацию, проводящую медосмотр не позже, чем за 2 месяца до его проведения. Своих работников предприятие должно ознакомить с согласованным графиком осмотра не меньше чем за десять дней. Те же десять дней отводятся на составление графика в медучреждении после получения списков от предприятия.

Согласование с медицинской организацией

Если необходимо провести осмотр выездной мобильной бригадой медиков, нюансы процедуры согласовываются с медучреждением заранее, на этапе согласования графика осмотра. Стоит учесть, что провести осмотр такая бригада сможет только после предварительного прохождения работниками организации диагностических исследований.

Медучреждение при учете результатов диспансеризации, которую прошел работник предприятия, вправе получать медицинскую информацию самостоятельно, используя электронный обмен. Эти данные можно получать еще до проведения осмотра. Кроме того, работник может сам предоставить эту информацию, взяв выписку из своей медицинской карты.

Для разработки плана (графика) медосмотра в медучреждение предоставляется поименный список работников.

Оформление направлений

Особых изменений в оформлении направлений нет, за исключением дополнительного указания в них пола работника, номера его полиса ОМС (ДМС), адреса электронной почты и телефона предприятия, где работник числится в штате, и медорганизации, осуществляющей медосмотр. Учет направлений ведется как в бумажном, так и в электронном виде (обязательно), выдать направление можно тоже в электронном виде. Утвержденной формы направления нет, есть только примерные образцы.

Наказание за отказ от прохождения медосмотра осталось прежним – отстранение от трудовой деятельности (статья 76 ТК).

Составление акта/заключение для руководства

После получения результатов осмотра предстоит составить акт или заключение и передать его руководителю предприятия на рассмотрение. На основе акта руководство принимает решение относительно допуска или недопуска работника к труду. При обнаружении профессиональных заболеваний или противопоказаний к работе руководство принимает соответствующие решения. Принятие решения основывается на Положении о расследовании и учете профзаболеваний, которое было утверждено Постановлением Правительства №967.

Что касается общих результатов медосмотра, то с апреля их можно оформлять в электронном виде, но для этого должна использоваться только усиленная электронная подпись руководства, а также необходимо обеспечить строгий контроль соблюдения конфиденциальности данных. Копии результатов остаются в медучреждении, проведшем осмотр, у руководства предприятия, а также передаются в поликлинику, за которой закреплен работник.

Что еще нужно учесть?

Проведение медосмотра может откладываться на срок до полугода согласно Приказу Минздрава №455 н от 18.05.2020 г. Причинами для сдвига графика могут послужить введение чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности. При этом отстранять работников от исполнения своих обязанностей организации не вправе. К исключениям из этого правила относятся медосмотры для сотрудников пищевой сферы, детских учреждений, аптек и некоторых других.

Как известно, офисным специалистам не нужно проходить медосмотры, что было прописано ранее в Приказах №187н/268н. Однако новые документы приравнивают трудовые условия отдельных офисных сотрудников к потенциально опасным и вредным, а именно тех, кто трудится в условиях воздействия электромагнитных волн частотой от 5 герц до 2 килогерц, от 2 килогерц до 400 килогерц. Таким образом, некоторым офисным служащим необходимо проходить медосмотр раз в год.

Если в ходе медицинского осмотра лица, претендующего на должность в организации, врачебная комиссия или отдельный специалист не может точно поставить диагноз, претендента могут направить на дополнительные обследования. При этом он считается не прошедшим осмотр (в принятии на работу ему отказывают) и проходит дообследование за счет личных денежных средств (или бесплатно за счет страхового полиса).

В число дополнительных обследований в рамках периодических медосмотров включены:

  • врач-дерматовенеролог и отоларинголог (работники, взаимодействующие с химическими веществами);
  • хирург (для контактирующих с опасными для репродуктивной системы веществами);
  • рентген легких (для работников, контактирующих с аэрозолями);
  • врач-дерматовенеролог, отоларинголог, рентген легких в двух проекциях (для работающих с канцерогенами);
  • невролог – проходят все без исключения сотрудники предприятий.

Организациям, осуществляющим высотные, водолазные, электромонтажные и прочие работы, теперь будет проще определять тех сотрудников, которым медосмотр необходим – соответствующие уточнения содержатся в новых Приказах.

Уточнения коснулись предприятий общепита и торговли, отдельных структурных подразделений организаций, таких как пищеблоки, буфеты, столовые. В данном случае предусматривается обязательный периодический и предварительный осмотр людей, которые контактируют с пищевыми продуктами на любом этапе – от доставки и хранения до реализации.

Паспорта здоровья сотрудникам выдавать не будут – они упразднены. Все данные о прохождении медосмотра сохраняются в специальной медкарте, откуда работник всегда может получить выписку по запросу.